Начало встреч - по мере формирования группы Что такое искусство речи?
Основы искусства речи были даны Рудольфом Штайнером. Он предложил перенести взгляд с физиологии и анатомии речи на сам процесс речи. Это ведет нас от методик, когда человек рассматривается как биомашина, к более духовному взгляду на человека и процесс образования речи.
В первую очередь речь – это проявление Я человека, его индивидуальности. И когда мы начинаем сознательно работать над своей речью, мы встаем на путь самопознания и самосовершенствования.
Речь рождается из всего человека, охватывает его целиком, а не только продуцируется органами речи. Она связана с мышлением, чувством и волей. И здесь важную роль играет жест. Жест, как невербальная составляющая речи, и как то, что звучит в слове как интонация, смысловая и эмоциональная составляющая. В жесте проявляется и то, как я взаимодействую с миром вокруг меня. Как я выхожу в этот мир своей речью, или не выхожу, и тогда возникает вопрос: почему меня не слышат, не воспринимают? Какое взаимодействие я пытаюсь построить: навязываю ли я своё мнение, или оно звучит слишком робко? Именно работа с речью помогает сознательно взглянуть на это и поработать имеющиеся вопросы.
Речь связана с дыханием. Дыхание – это чудесный процесс, через который можно гармонизировать своё состояние, сделать его здоровым, прийти к равновесию. К сожалению, современная жизнь провоцирует нас к нездоровому, поверхностному дыханию, мы забыли, что значит «дышать полной грудью». Наверное, не случайно сейчас так много болезней, связанных с дыханием. Занятия искусством речи помогает сделать дыхание более естественным, более полноценным.
Чувство речи связано с чувством движения, одно вырастает из другого, не случайно ребенок сначала учится ползать, ходить, потом говорить. И у детей, имеющих проблемы с речью, чаще всего можно наблюдать какие-либо проблемы с движением. Речь – это движение, движение звуков, слов, фраз. Когда в речь возвращается движение, она становится более образной, более живой.
Речь живёт в пространстве, движется в нем, вибрирует, и этим воздействует на нас на всех уровнях, до самых маленьких клеток нашего организма. И с этим связан вопрос «живого» звучания. Мы сегодня слишком привыкли к электронному звуку, такое звучание наполняет наш день. Но это «сухое восстановленное молоко». Это очень важно знать и помнить всем, кто связан с воспитанием маленького ребенка. Никакое электронное звучание не может заменить живую речь, каким бы красивым оно не казалось. И это, наверное, одна из причин того, что сейчас все больше детей с теми или иными нарушениями речи.
Занимаясь искусством речи,
- Мы будем знакомиться со звуками, учиться их формировать правильно и красиво, чтобы речь становилась более ясной, понятной и образной.
- Поработаем с дыханием, постараемся понять этот процесс и гармонизировать его.
- Посмотрим, что такое движение в речи, и как наше движение связано с формированием звуков, слов и предложений.
- Понаблюдаем за жестами в речи и их воздействием.