Дата;Тема;Программа курса;
Лекция 1;«Сердце детства»;Возрастные особенности 11-летних. Что предложил Рудольф Штайнер для 5 класса? Выстраивание учебного плана. Как меняется главный урок? «Особые» эпохи 5 класса: ботаника, история Древнего мира, геометрия «от руки», десятичные дроби, проценты, пропорции, география (ландшафты, реки), прямая и косвенная речь, синтаксис и пунктуация. На музыке – скрипка, интервалы, созвучия, аккорды. На ИЗО – цветы и географические карты. План первого полугодия. Первая четверть: эпохи ботаники и геометрии свободной руки.
Лекция 2;Эпоха ботаники; Связь растений с окружающей средой, Солнцем, стихиями, с человеком («жесты растений» и душевные свойства человека). Высшие (цветковые) растения, Голосеменные растения. Сравнение цветковых и голосеменных. Многообразие растений. Водоросли, мхи, лишайники, грибы, бактерии. Строение и размножение, органы растений, характеристика отдельных видов высших растений. Их роль в природе и в жизни человека.
Лекция 3;Эпоха русского языка;Синтаксис. Простое и сложное предложение (повторение), знаки препинания, схема предложения. Составление по схеме примеров предложений. Прямая и косвенная речь, примеры. Слова автора и прямая речь, схема предложения с прямой речью. Оформление на письме. Замена прямой речи косвенной при изложении или пересказе. Диалог. Составление устных и письменных диалогов. Оформление на письме: тире в начале фразы. Исценировка диалогов из литературных произведений, чтение по ролям.
Лекция 4;Геометрия свободной руки;От рисования форм к геометрии. Окружность, центр окр-ти, радиус, диаметр. Хорда, дуга, сектор, сегмент. Касательная, секущая. Прямая, отрезок. Луч. Угол, виды углов. Градусная мера угла. Транспортир. Измерение и построение углов заданной величины. Параллельность и перпендикулярность. Волна. Свободное черчение прямых линий, что получается в пересечениях. Практическое применение знаний. Орнаменты, бордюры, паркеты.
Лекция 5;Эпоха математики (геометрия);Геометрические фигуры. Многоугольники: построение и сравнение. Свойства фигур. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота. Сумма углов треугольника, теорема о смежных углах, наглядное доказательство. Прямоугольный треугольник. Теорема Пифагора, наглядное доказательство. Четырехугольники: прямоугольник, квадрат, ромб, трапеция (виды трапеций). Площадь и периметр, геометрические задачи. Задачи на готовых чертежах. Вписанные и описанные многоугольники, связь с радиусом окружности. Построение с помощью циркуля. Деление окружности на части. Звёзды, правильные многоугольники: пентагон, гексагон, октагон.
Лекция 6;План 2 четверти. История;Древний Восток - 4 недели: по одной на каждую страну. Древняя Индия, Древняя Персия. Географическое положение, карта, природный особенности, ландшафт, климат. Обычаи и традиции. Религия. Культура. Важнейшие исторические события и герои.
Лекция 7;История;Древний Восток. Междуречье (Месопотамия, Двуречье). Древний Египет. Географическое положение, карта, природный особенности, ландшафт, климат. Обычаи и традиции. Религия. Культура. Важнейшие исторические события и герои.
Лекция 8;Русский язык;Культура речи. Обращение. Письмо, записка. E-mil. Обобщающее слово. Тире и двоеточие в предложениях с обобщающими словами. Закрепление прямой и косвенной речи.
Лекция 9;Литература;Литературное чтение в пятом классе. Интерес к книге? Круг чтения. Приемы работы на уроке. Монологическая речь, диалог. Культура речи. Осмысление текста. Работа со словом. Изложение. Сочинение. Составление сочинения-описания, сочинения-рассуждения. И еще раз о грамматике…
Лекция 10;План 2 полугодия;Обзор эпох. Математика: обыкновенные и десятичные дроби, проценты и пропорции. История Древней Греции, Александр Македонский. География: ландшафты и река. Зоология: системы организма и представители животных. Годовой спектакль, водное путешествие, Олимпийские игры.
Лекция 11;Эпоха математики: дроби;План на 3 четверть: эпохи, литература, рассказывание, живопись, музыка. Обыкновенные и десятичные дроби. Перевод одной дроби в другую, действия с ними, включая возведение в степень. Повторение признаков делимости чисел, делители числа. Приведение дроби к ОЗ, НОК и НОД. Решение примеров с обыкновенными и десятичными дробями в одном примере. Бесконечные и многоэтажные дроби. Округление десятичных дробей, прикидка результата. Задачи на нахождение доли от числа и числа по его доле.
Лекция 12;История;Древняя Греция. Географическое положение, карта, климат, занятия людей. Крито-микенская культура. Боги и герои. Мифы Др. Греции. Троянская война. Города-государства. Афины и Спарта. Пелопоннеская война.
Лекция 13;История;Греко-персидские войны. Культура: архитектура, скульптура, театр, литература, философия. Ее влияние на мировую культуру. Александр Македонский.
Лекция 14;Русский язык: лексика;Заимствованные слова, в том числе из Греции, английского, французского или немецкого языков, что учат дети. Архаизмы и неологизмы. Изменение языка. Фразеологизмы. Прямое и косвенное значение. Эпитеты, важная роль прилагательных в русском языке. Словообразование: слова, имеющие два-три корня, соединительная гласная, слова, имеющие два суффикса или две приставки, разбор по составу.
Лекция 15;Орфография;Корневые орфограммы, чередование гласных и согласных в корне, беглые гласные. О-Ё после шипящих, Ы-И после шипящих и Ц, правописание приставок и суффиксов.
Лекция 16;Зоология;Небольшая эпоха на 2 недели: расширение представлений о царстве животных, связь между отдельными представителями и системами организма: пищеварения, кровообращения, дыхания, движения и нервно-чувственной.
Лекция 17;География;Ландшафты, рельеф, карта, масштаб, условные обозначение. «Читаем» карту – представляем местность. Оболочки Земли. Гидросфера: океаны, бассейны океанов, моря, реки. Озера. Озеро Байкал, Ладожское, Онежское, Чудское. Река. Строение реки. Реки Русской равнины, Сибирские реки, Дальнего Востока. Воображаемое путешествие по Волге. Река моей малой родины. Наблюдения за рекой. Сезонные изменения. Бассейн реки. Определение направления и скорости течения реки на местности.
Лекция 18;Экономическая география;Хозяйственная деятельность людей. Экология гидросферы. Как к нам в город доставляют товары? Откуда что берется? Водные пути. Исторический путь «из варяг в греки». Значение рек для человека и природных сообществ.
Лекция 19;Математика;Десятичные дроби и проценты. Составление круговой диаграммы. Решение задач на стоимость, цену и количество, скидка и уценка товара, старая и новая цена. Бюджет семьи. Пропорции. Решение задач методом пропорций. Арифметические действия, в том числе возведение в степень. Связь между действиями. Названия компонентов действий. Переместительное. Сочетательное и распределительное свойства. Числовые и буквенные выражения. Уравнения. Решение уравнений. Решение задач методом составления уравнения. Упрощение вычислений. Вынесение общего множителя за скобки, умножение скобки на скобку, умножение суммы/разности на число, деление суммы/разности на число. Задачи на скорость, время, расстояние, в том числе при движении по реке и против течения.
Лекция 20;Итоги;Все ли мы успели? Итоги года. Годовая характеристика. Личное изречение ребенка. Годовой спектакль. Олимпийские игры. Водный поход. Программа шестого класса.